buttons

Маршрут: Тбилиси – Манглиси – Гори – Баржоми – Застафони – Кутаиси – Батуми

Количество дней: 21

Расстояние: около 600 км

Итак, мы решили прокатиться по этой необыкновенной стране. Естественно, только на своих родных кониках. Первым встал вопрос о том, как со своими велами перелететь в Тбилиси. Посмотрели, почитали, поспрашивали и сделали замечательный вывод, что в авиакомпании «Белавиа», вел считается спортивным снаряжением, и его можно провести ничего не доплачивая. Что нам и нужно было. Но опять-таки, не обошлось и без приключений=). Групповой тариф на билеты оказался дороже, чем по отдельности. Пришлось покупать каждому по билету. В билетах указывали, что с собой будет вел. Сделали бронь, осталось дождаться подтверждения. Через неделю пришло подтверждение на 4 билета с велосипедами, а нас-то 11…. Вот тут пришлось привлекать всех своих знакомых, которые хоть какое-то отношение имели к нашему перевозчику, разговаривать с начальниками и т.д. В итоге, удалось убедить, что мы едем группой, и что нам нужно 11 подтверждений. В конце концов, нам пошли на встречу и у нас на руках были супер-пупер классные билеты на перелет Минск-Тбилиси-Батуми-Минск.

Второй вопрос был, как сделать так, чтобы все наши вещи и вел в багаже не превышали 20 кг. Непосредственно в аэропорту перед вылетом, мы упаковали наших коней в картонные коробки, туда по возможности, впихнули палатки, кастрюли и горелки. Все остальное у нас была ручная кладь! Так мы и пошли в салон самолета: в касках, контактных кросах, с рюкзаками и ковриками=). Небольшая деталь: мы видели как велосипеды загружаются в самолет и сгружаются с самолета…. Мы плакали…. Это просто страшное зрелище, имейте в виду. Перелет заслуживает отдельного поста, так как уже в самолете стало понятно, что отдых удастся. Грузины пили много вина, поднимали бокалы, громко говорили тосты, и раздавали всем дамам комплименты!

Прилетели в Тбилиси мы ночью. Выгрузились в аэропорт. Собрали велы и стали дожидаться утра. Что хорошо, в аэропорту сделаны искусственные зеленые зоны, где можно полежать и поспать. Но, мы то прилетели в отпуск, поэтому наших можно было найти отдыхающих в баре, а не на травке. И еще, все грузины очень, просто ОЧЕНЬ, любопытны. Они будут подходить к вам, спрашивать всякие вопросы, просто смотреть на вас, что-то советовать, улыбаться, стараться помочь. Это нормально! Просто они очень радушны и гостеприимны!

Дождались утра, и поехали в Тбилиси. Ехалось весело и быстро. Всем  хотелось посмотреть город, побывать в серных банях и наконец-то покушать. Наверное, покушать даже хотелось больше всего. При въезде в Тбилиси встретился нам грузинский велосипедист. Подтянутый мужчина лет 50. Весь в велокостюме, велоснаряге, в общем, как надо такой. Сразу к нам подъехал, познакомился, сказал, что выехал катать по городу, времени у него полно, поэтому решил показать нам город. Первое, что он сделал, это отвез нас в местную кафеху. Причем кафе это было не для туристов, в обычное, для грузинов. И тут мы поняли, что мы хотим жить в Грузии=). Невероятно вкусно. Просто непередаваемо. И вы себе даже представить не можете какого размера там порции. Мы делили харчо на 4!!! И это было много. Не говоря уже обо всем остальном: хачапури, хинкали, салаты, шашлык…. А в завершении нам еще по-грузинскому гостеприимству вынесли огромный поднос с фруктами за счет заведения. Нам понадобилось еще около получаса, чтобы просто встать из-за стола.

После этого, мы немного покатались по такому красивому Тбилиси и отправились в серные бани. Я вам скажу, что это того стоит. Так как нас было много, мы просто арендовали отдельную купель на пару часов и там нормально так зависли! Особенно, наш друг Гема. Всем советую! Что удивительно, чел, который показывал нам город, везде с нами тусил. И даже, когда мы были в серных банях, он просто на улочке ждал нас. Это было так в диковинку. И везде, где бы мы не проезжали, нам махали люди руками, свистели нам, кричали. Невероятное было чувство, как будто мы супер-герои какие-то=).

Тбилиси оказался очень большим, красивым и чертовски радужным городом. А настолько добрых и отзывчивых людей я больше нигде и никогда не встречала. День пролетел незаметно, и мы выдвинулись в поисках ночлега в сторону гор. Подниматься под уклоном вверх после такого активного дня было тяжеловато, но мы это сделали, и разбили наш лагерь на горе с потрясным видом на город. Было много долгих и хороших разговоров у огня, много песен, много всего. И все это время, мы смотрели, как заходит солнышко за горами, и как внизу светится столица Грузии.

Следующие несколько дней мы ездили по горам и перевалам. Это было очень круто, так как там действительно горы. Крутые подъемы, длинные спуски и отличнейшие дороги. Очень зелено, воздух просто невероятно чистый и сладкий. Это именно то, ради чего, мы и ехали в Грузию. Очень тяжело физически и необыкновенно приятно морально. Были тяжелые подъемы на перевалы, зато долгие на невероятной скорости спуски. И, что самое приятное, что во время стоянок грузины опять-таки проявляли чудеса гостеприимства.

Один раз нас угостили огромными арбузами, а однажды мы заехали случайно в «мажорное» придорожное кафе с зоной отдыха, гамаками и беседками, и нас там так накормили за смешные деньги, что мы еще пару часов там тусили, чтобы местные деликатесы и чача улеглись=). Через пару дней мы доехали до горного городка Манглиси, из которой мы по плану должны были переехать в следующий город, но уже не по дорогам, а через пару нехоженых перевалов.  В Манглиси, пока мы покупали продукты, нам посоветовали обратиться в местный участок милиции, чтобы те подсказали, где лучше остановиться. Участок располагался рядом с парком, в котором нам и разрешили разбить лагерь. Причем, дяденьки-милиционеры несколько раз к нам подходили, спрашивали все ли нормально, принесли фруктов, покачали головами с сожалением, что мы их не предупредили заранее, они бы стол накрыли, разрешили нам в участок ходить в туалет, и надавали номеров своих телефонов «на всякий случай». Честно вам скажу, первую неделю пребывания в Грузии, мы все ждали подвоха, потому что не могли поверить, что можно так относиться к туристам и гостям, а потом стало понятно, что это неотъемлемая черта грузинов, и просто стали наслаждаться=). На утро мы сходили посмотреть на местную часовню, выполнить туристическую долю путешествия, и отправились дальше. Только вот путь наш уже лежал через заливные луга, леса и горы. Где-то велосипеды везли нас, а где-то мы тащили велосипеды. Главное, что стояла просто великолепная погода, и мы делали привалы в просто невероятных по красоте местах. После серой Беларуси краски Грузии были настоящим наслаждением. Мы ночевали под открытым небом, мылись в небольших горных водопадах и кайфовали. Через пару дней уставшие, но довольные мы выехали к первым деревушкам, и решили заночевать в долине на берегу реки. Пока мы покупали продукты, местные принесли нам гостинцев: несколько бутылок вина и сыра, а когда мы разбили лагерь, прискакали на конях ребята из другой деревушки, привезли нам кукурузы и полтора литра чачи. В общем, всю ночь мы кутили, и естественно, ранний отъезд мы отложили на «чуть-чуть»=).  Как только немного отошли от бурной ночки, перекусили и собрали вещички, то решили путь в город Гори продолжить уже по дорогам. Для этого перешли реку вброд, и выехали на более-менее хоженую тропу, а там уже и на дорогу. Как я и говорила, спуски в Грузии это просто одно немыслимое удовольствие. Скорости зашкаливают, ветер гремит в ушах, а сердце радостно колбасится.

Домчали мы до Гори достаточно быстро, тем более, что ближе к городу, проселочная дорога перешла в асфальт, и все втопили как могли=).

Гори оказался большим городом, с туристическим центром, кафешками, музеями и огромными развалинами замка на горе в центре города. Конечно, нас потянуло к развалинам. Нам очень хотелось подняться наверх и посмотреть на всю эту красу с высоты, однако, день клонился к вечеру, и нам нужно было найти место для стоянки. Мы обошли центр и как-то ничего нам не приглянулось. Поэтому мы попросились у охранников, следящих за порядком в замке, переночевать с велами и палатками прямо на вершине горы в самом центре развалин. А почему, собственно, и нет?

Мы разбили лагерь, прогулялись по вечернему Гори, накупили всяких вкуснях, и поднялись обратно. Выдалась теплая ночь с видом на ночной город и клевой тусовкой.

Дальше нас ждала дорога до Боржоми, также проходящая через горный перевал в 2 200 м. Это было еще несколько физически тяжелых дней.

На перевале погода испортилась, поднялся сильный ветер, пошел дождь, стало очень холодно. Нам пришлось заночевать в хижине лесника. Благо лесник оказался на редкость дружелюбным и гостеприимным.

Всех нас приютил, обогрел, накормил. Все как надо. А на следующий день, хоть погода и не стала лучше, мы все-таки выдвинулись покорять перевал, так как продукты заканчивались, и нам нужно было перебраться на другую сторону. Тяжелый и физически и морально подъем, и не менее тяжелый спуск. Единственно, что спасло ситуацию, это выглянувшее в конце концов солнце, и веселые грузины в деревушке за перевалом, которые всех поили чачей. Дальше мы опять выехали на асфальт, и быстро-быстро доехали до Боржоми.

Боржоми маленький и запутанный городок, но он, как и все, что мы встречали в Грузии, нам крайне понравился. Как всегда мы остались без ума от местных жителей, а особенно от владельца кафе, который разрешил нам заночевать на террасе второго этажа кафе, который всю ночь с нами тусил, и принес огромное количество еды. Единственное, что в Боржоми могло быть лучше, это купель с «очищающей» водой. Об этом как-нибудь в другой раз.

До конечной точки нашего маршрута нам оставалось уже практически чуть-чуть. Поэтому мы двинули в Застафони, а потом в Кутаиси. Дорога шла по оживленной автотрассе, поэтому нам было немного некомфортно, но это все ничто, по сравнению с аждарскими и мегрельскими хачапури в Застафони. Пока мы там кушали, мы успели перезнакомиться со всей местной администрацией, заручиться поддержкой местных властей и даже бахнули с парочкой священников. После Застафони на нашем пути была бывшая столица Грузии – город Кутаиси.

Город – большой, красивый, более современный, чем все предыдущие. В нем даже есть аэропорт! Прокатившись немного по центру, мы отправились за городскую черту на Плато Динозавров. Как мы знали, там есть отпечатки следов настоящих динозавров, и нам было жутко интересно там побывать.

Пока мы ехали, к нам присоединилась патрульная машина милиции, и в ее сопровождении мы без проблем доехали до дверей Парка. Так как был уже вечер, мы расположились в специально отведенной для кемпинга зоне, и решили, что пойдем смотреть на динозавров на следующий день. На утро купили входные билеты, и пошли на экскурсию. Парк действительно сделан на уровне! Очень чисто, кругом красивые дорожки и скамеечки, много инсталляций посвященных динозаврам, мы действительно увидели их следы, побывали в пещере, и посмотрели сверху на Кутаиси, прогулявшись по стеклянному полу над пропастью. В общем, всем советую!  После Плато мы поехали в центр, чтобы перекусить. Я очень и очень сожалею, что я не помню названия той кафешки, в которой мы зависли, но это было просто улетное место!!! Огромные вкусные порции, стаканы для пива покрытые льдом, отличная атмосфера и классная грузинская музыка. Мы намеривались быстро перекусить и ехать дальше, однако остались там на пару часов точно=) отлично отдохнув и разомлев, мы приняли «тяжелое» для нас решение, последние километры до Батуми доехать на электричке.  В поезде мы познакомились с местными хиппарями, и они нам предложили приехать в их кемпинг недалеко от Батуми, если мы ничего не найдем лучше. Ночью мы высадились из электрички рядом с городом на берегу моря. Там, прямо возле станции на море и решили заночевать. Проснувшись, мы, конечно, поплавали, позагорали, и поехали в сам город искать место для лагеря. Приехав на центральную набережную мы были немного расстроены, так как там в палатках стоять нельзя. Быстро посовещавшись, мы двинули к нашим хиппарям в местечко под названием Букнари. И знаете что? Это было лучшее решение в нашей поездке. Более крутого места я в жизни  своей не встречала.

Там действительно тусуются хиппи, живут в палатках на берегу моря, занимаются по утрам йогой, вечерами устраивают пати. И больше там никого нет. Никого. Пустынные огромные пляжи. С музыкой, с кострами, с танцами и песнями, с чудесным видом на Батуми, необыкновенными закатами, тишиной и релаксом. Там по соседству живут две женщины, которые за умеренную плату готовят еду и просто великолепный кофе. Там же на маршрутке за 20 минут можно добраться до самого Батуми. В общем, просто рай на земле. Мы там протусовались целую неделю, и если бы не время, мы бы остались там на много больше. Съездили несколько раз на экскурсию в Батуми, побывали в аквапарке и местном МакДональдсе, но все свободное время старались провести именно в Букнари. Огромный пустынный пляж был только для нас. Мы устраивали ночные дискотеки, мы пили грузинское вино перед костром, мы ночевали прямо на песке убаюканные морем, мы встречали рассветы и закаты, и мы были предельно счастливы.

Заканчиваю свой отчет еще небольшими формальностями. Из Батуми до аэропорта практически постоянно идет отличная велодорожка, по который мы до него и доехали. Вообще, в Батуми велодорожки везде, так что там для велосипедистов раздолье. Сам Батуми – город контрастов, фешенебельные отели рядом с разрухой и гетто. Что-то в этом есть=) И сразу хочу всех предупредить, Батуми это уже не та Грузия, в которую мы влюбились. Это европейский курортный город. Здесь все порядком дороже, здесь вы не встретите того гостеприимства, о котором мы писали, здесь маленькие порции и не такой вкусный кофе, как у наших любимых кухарок из Букнари.

Уезжали из Грузии мы со слезами. И положа руку на сердце, я ни капли не совру, если скажу, что это был лучший, ЛУЧШИЙ поход в моей жизни. Всем советую!=)