Дорога для нас оказалась достаточно длинной, так как мы настоящие путешественники=). Из Минска мы сначала добрались до Гомеля, там погостили у родственников, потом на автобусе доехали до Киева, перелет в Шаржу, долгая стыковка, и уж только потом, сам перелет в Катманду. По итогу мы добирались дня три туда и столько же обратно.
Особенности: с собой в салон лучше брать коврики и спальники, так как стыковка в Шарже длинная, а аэропорт огромный, есть возможность просто лечь и поспать. Для суеверных, или просто боящихся летать (таких как я), приготовьтесь, перелет Шаржа-Катманду-Шаржа осуществляется авиакомпанией AirArabia,и перед взлетом в салоне на арабском языке зачитывается молитва. Ощущения необыкновенные=)
По прилету вам необходимо получить визу. Очереди огромные. Однако можно договориться, и за отдельную плату вы сможете получить визу вне очереди.
После прохода таможенных формальностей, мы направились сразу в туристический район Тумель, где у нас была забронирована комната в небольшой гостинице. Нас сразу предупредили, что выходить за рамки района лучше с сопровождающими, так как потеряться очень легко, а вот найтись потом будет проблематично. Катманду огромен. В нем проживают более 10 миллионов человек. 10 миллионов человек живут в городе, где нет высоток, где нет метро, где едва ли вообще знакомы с правилами дорожного движения, где везде разруха, валяются горы мусора, ходят коровы и царит полный хаос. И вместе с тем, люди прекрасно там уживаются друг с другом. Девушки очень красиво одеваются, ребятишки ковыряются вместе с коровами в мусоре, все друг другу сигналят, чтобы разминуться, дыры в домах украшают флажками, из фанер строят квартиры, собираются везде группами, сидят, размышляют,наслаждаются жизнью.Может, потому что они все курят травку?=).Вот что-что,а в этом они мастера. Их главный бог Шива в свое время тоже покуривал, вот и они, мол, ближе к богу становятся. Вообще, акцент религии в Непале очень силен. Местная жизнь людей полностью подчинена религиозным законам. Основная тема это то, что все материальное – приходящее и совсем неважное, главное – твои поступки, и тогда, возможно в следующей жизни ты реинкарнируешь в одно из священных животных, что однозначно лучше, чем эта жизнь. Большая часть непальцев проповедует индуизм, остальные – буддизм. Непал – единственная страна в Азии, где пагоды –храмы индуизма, а не буддизма. Причем храмов больше, чем самих непальцев. После заселения в гостиницу, мы погуляли по местному району, раззнакомились с нашей группой, проверили всю снарягу, и были готовы на следующий день начать двигаться в сторону старта трека.
7 часов на автобусе и мы попали в Покхару. Туристическое местечко, я бы сказала, самое цивильное из всего, что мы видели, так как это место считается священным у паломников, и отсюда можно добраться до Ступы Мира.
Здесь мы поплавали на лодочке по огромному озеру Фева, в центре которого находится остров с религиозными храмами, повращали барабаны, получили по красной точке на лоб, и зависли в местном пабе=) Встали рано, доехали до деревушки Наяпул. Отсюда непосредственно и начинается сам трекинг. Пока шли, начали знакомиться с местным колоритом и местной жизнью: разбитые дороги, домашние животные, гуляющие везде, где только можно и нельзя, способы переноски вещей и животных, грязные дети и невероятная красота природы. Притопали через пару часов в деревушку Биретанти, где получили пропуска в национальный парк. Теперь мы официально могли подняться в базовый лагерь Аннапурны. Пропуска очень милые, с нашими фотографиями, храним их как реликвию=) Пока что все было легко и просто, мы расслабились, наслаждались природой, неспешной ходьбой и самим приключением. Первый звоночек прозвенел, когда мы подошли к ущелью с рекой, а переправой служил веревочный подвесной мост. Это будет реальной проблемой для тех, кто боится высоты. Поверьте, там страшно. После этого моста закралась мысль, что возможно, не такой уж и легкий будет поход. И мысль была верна, через какое-то время мы пришли к пресловутому подъему окрещенному «подъем тысячи ступеней». Каменные ступени, возвышающиеся практически вертикально над тобой, ведут в деревушки Уллери, где предполагается ночлег.
Хочешь, не хочешь, а подняться к ней нужно. Все бы ничего, если бы это не было расстоянием в 500 метров. 500 метров вверх по каменным ступеням. Кто когда либо поднимался в горы, знает, что ступени и ровная поверхность это не одно и то же=)). В общем, кое-как к вечеру, запыхавшиеся красные, но предельно довольные добрались до деревни. В приюте познакомились с британцами, которые были в этой деревушке волонтерами, и проиграли с ними в bullshit практически всю ночь. Забыла сказать, что на тот момент, мы уже были на 2080 м.
На следующее утро мы отправились в деревню Горепани. Дорога наша шла через местные джунгли. Настоящие зеленые, яркие, живые джунгли. Там водятся олени, обезьяны, сухопутные пиявки и бог его знает, кто еще. Непередаваемый влажный запах непальского леса навсегда останется в наших сердцах.В джунглях встречаются поселения. К туристам жители относятся благосклонно, так как мы приносим им неплохой доход. Практически в каждой деревне можно найти крышу над головой и еду. Голодным не останешься, даже, несмотря на то, что 90% непальцев вегетарианцы. Разнообразие блюд из овощей, риса, картошки, яиц не оставят вас равнодушными. Однако все имеет свою цену. Чем выше в горы, тем все дороже. Особенно это касается чистой воды.
По джунглям проложены тропы, кроме людей и мулов там никто не пройдет, поэтому доставка вещей и продовольствия происходит с помощью специально обученных людей – портеров. С помощью повязок они привязывают груз (20-40 кг) на голову и тащат его от деревни к деревне. Вдоль дорог развешаны буддистские флаги с молитвами. Буддисты верят, что развеваясь на ветру, молитвы на флагах читаются и обретают силу. Также, это избавляет многих от необходимости учить молитвы наизусть, с этой же целью у буддистов существуют и молитвенные барабаны. Покрутил барабан – помолился.Чем ближе к цели, тем холоднее. Воздух становится суше, туман рассеивается, джунгли остаются в долинах, а ступени с каждым новым подъемом все круче. Специально для отдыха на всем пути сооружены каменные выступы, где портеры могут оставить свою поклажу, а туристы – рюкзаки. И вместе с тем с каждым метром ноги болят все больше, а количество воздуха медленно сокращается. Но мы уверенно шли к цели. И вот, наконец, деревня Горепани (2 860 м). Достаточно большая по меркам непальских деревень, наполненная своим колоритом и какой-то сказочной красотой. Кидаем вещи в приюте, и решаем сделать акклиматизационный выход на гору Пун Хилл (3 193 м). Подъем – по хорошей утоптанной тропинке, настроение бодрое, единственно, что немного расстроило, это то, что как только мы вышли из джунглей, погода стала портиться, и все заволокло туманом.
И если, по идее, с Пун Хила уже можно было увидеть всю гряду Гималайских гор, то мы увидели только указатель и стаю ворон. Зато цель свою мы достигли, акклиматизация как-никак. И знаете что? Мы вообще не из тех людей, кто во всем видит недостатки, и у которых любое приключение сводится к поиску недочетов и неприятностей. Нам было пофиг какая погода! Мы были в восторге! Мы были в Непале, хорошо физически нагружены, в необыкновенном месте, и даже вороны вызывали у нас море положительных эмоций. Это же все-таки непальские вороны, где мы еще такие увидим? =)Проснулась я на следующее утро совсем рано, только-только рассвело, из-за парня-фотографа, который бегал как сумасшедший со своим аппаратом, показывал пальцем в окна и улыбался во все 32. Я полусонная поплелась к окну, выглянула на улицу и просто обомлела. Стояла отличная ясная погода, и я впервые увидела Гималаи. Я растормошила Илью, и притянула к окну. Смотрели как завороженные на это чудо природы. Мы понимали, что к подножью первого покоренного восьмитысячника (г.Аннапурна 8 091 м.) еще ни один день пути, но с такими видами, мы готовы были идти хоть всю жизнь.За день мы перешли через перевал Деулари (3 100м), потом спустились опять в джунгли, прошли несколько подвесных мостов, поднялись по каменным ступеням в деревню Тадапани (2 630 м), и вышли на небольшой поселок Чиули (2 200 м), где и переночевали. Немного болела голова, так как сказывались резкие перемены высоты, зато супер острая непальская еда привела нас в чувства, и мы снова были в форме. А потом был ад=). Целый день наша дорога проходила через холмы и ущелья. Мы то поднимались вверх на сотни метров, то спускались вниз еще больше, а потом опять вверх, и вниз. Вы никогда не спускались по горе вниз очень долго? Ваши ноги от необычной нагрузки начинает сводить, а колени становятся ватными и перестают вас держать…. Серьезно, подниматься куда легче, чем спускаться. Тем более, что практически по всей дороге идут ступени….
Вскоре мы добрались до деревни Чомронг, в которой находится неоспоримый бонус. Тибетский житель открыл в этой деревушке небольшое кафе со свежей тибетской выпечкой. О боже….=). Это просто необычайно вкусные воздушные булочки, нежные пироженные, сочные сырные лепешки и море всего-всего. Плюс уже из Чомронга открылся вид на Мачапучаре («Рыбий хвост»), священную, запрещенную к покорению гору. Единственное незавершённое восхождение на Мачапучаре было предпринято в 1957 году британской командой. Альпинисты, поднимаясь на гору с северной стороны, прервали восхождение в 50 м от вершины, так как обещали, что на саму вершину они не ступят. С тех пор гора полностью закрыта для посещений. Мы набрали вкусняшек, заварили чудо хотлемон, и кайфовали с потрясающим видом на Гималаи.
Дальше нас ожидал подъем.Погодастала жаркой. Все начали обмазываться кремами от загара, и одевать солнцезащитные очки. Днем температура +25, ночью – -10 С.Чем выше мы поднимались, тем хуже условия проживания и питания: только холодная вода, дорогая еда, отсутствие отопления и другие прелести. Но мы твердо верили, что это того стоит.
За день мы набрали высоту практически в 1000 метров. Нам оставался еще 1 день подъема до нашего главного пункта назначения. Мы все были в очень приподнятом настроении, несмотря на то, что день выдался физически тяжелым и очень жарким.
Поселились в лодже Деорали (3 200), перепроверили всю снарягу, достали зимние ботинки, просушили всю одежду, и перед трудным днем решили сходить сполоснуться. ;”>Вы когда-нибудь плакали в душе?=)У меня это был первый мой опыт, и очень надеюсь последний=). Каменный душ, с бойлером, нагревом которого управляешь ты сам. Все очень просто: 2 положения, горячая и холодная вода. Крутишь в одну сторону – кипяток, в другую – ледяной душ. После минут 10 такой экзекуции, я разрыдалась, и очень обидно было смотреть, на смеющегося с меня мужа!
И вот, наконец, мы делаем последний рывок и поднимаемся сначала в базовый лагерьМачапучаре (3 720 м), а потом в базовый лагерь Аннапурны (4 130 м) с выходом на ледник. То, что ты видишь вокруг, наталкивает на мысль, что ты готов еще в миллион раз подняться выше, только бы все это увидеть.Глядя на горы, понимаешь, что человек никогда не будет «королем» природы. Горы грандиозны, великолепны и непокоримы. Самая высокая точка, на которой мы побывали, была 4 400 м, а над нами стояли великаны, практически закрывая все небо. г.Аннапурна – 8 091 м, г. Южная Аннапурна – 7 219 м, г.Мачапучаре – 6 997 м и др. Возвращаться не хотелось, однако время поджимало, пора было уходить. Спустившись в долину, мы обнаружили еще одно маленькое чудо Гималаев – горячие источники. Мы плескались, как дети, радуясь наличию теплой воды, а рядом с нами на камнях грелись симпатичные обезьянки. Красота природы Непала поражает. Здесь столько всего, что глаза разбегаются, и не знаешь, куда смотреть, чтобы ничего не пропустить. И не только природа, но и животные. Что примечательно, домашние питомцы (курицы, козлята, бараны, кошки, мулы и т.д.) совершенно не бояться людей, и их можно гладить.
В конце нашего путешествия, мы поехали по буддистским и индуистским храмам. Самое большое впечатления, конечно, оставил храм Пашупатинатх (храм индуизма). Непальцы верят, что человеческая жизнь мимолетна, что это только шаг к лучшей жизни, которая придет после смерти. Для них главное – просвещение духовное. И тогда в следующей жизни ты сможешь переродиться в одно из пяти священных животных (собака, корова, змея, обезьяна или олень). Для этого ты должен не обращать внимания на отсутствие удобств в жизни, и как минимум должен быть сожженным на берегах реки, протекающей по территории храма.Это считается очень почетным, и здесь заранее собираются люди, и занимают очередь на кремацию. Так как большую часть времени люди предаются молитвам, вся территория храма наполнена дымом благовоний и костров.В пределах храма живут сатху (святые), которые всю жизнь посвятили индуизму. ;Они молятся за всех, курят травку, и считаются одними из самых важных персон в храме.После посещения этого священного места остались неприятные впечатления, возможно, если бы не было запаха, все прошло бы гораздо легче, но….
Следующие храмы были буддистскими, и там вздохнулось легче. Не было костров, грязи, и изможденных стариков. Буддисты встретили нас свежестью и завораживающими песнопениями. Вечером перед днем отлета, мы устроили небольшую вечеринку с местным пивом, деликатесами и просмотром сделанных фотографий. И для интересующихся, в Катманду ночью можно найти не только такие скромные развлечения как пиво и еда=). Покидая Непал, понимаешь, что ты никогда не примешь их образ жизни, их образ мысли. И вместе с тем, страстно желаешь вернуться сюда, хотя бы для того, чтобы съесть невероятно острый рис, и взглянуть еще разок на двухконечную вершину непокоренной священной горы Мачапучаре.
By beladventure|
2018-02-22T18:21:33+00:00 27 сентября 2016|
Оставить комментарий